ЛИТМОвские байки
ОтветитьЮстас - Игорю
Так называемые белые мужчины без высшего образования это и есть рабочий класс Америки. По последним данным продолжительность жизни в этой категории граждан сократилась на 3 года, при этом в остальных категориях она возросла. Причины, по оценкам специалистов: депрессия, алкоголизм и наркотики. А ведь американские работяги это не люмпены - они готовы работать по 60 часов в неделю и больше. И работают, если есть возможность.
25 Мая 2016, 17:21 (+3GMT)
Слава-70
Прощайте ЛИТМОвские байки!Ты прав!
30 Мая 2016, 18:05 (+3GMT)
Боб
Слава, а Вы уже оформили российскую пенсию? Теперь ее будут выплачивать, даже тем кто в свое время отказался от советского гражданства. Спасибо Путину!
03 Июня 2016, 21:36 (+3GMT)
http://ok.ru/video/64767739093190-0
05 Июня 2016, 22:07 (+3GMT)
Виктор-70
ЛИТМО (луч идущий в тонкий мир одиноко) профессору Дульневу. Луч, идущий в тонкий мир одиноко, Виден многим может быть издалёка, Может просто проскользнуть незаметно – Точку в небе колыхнуть звёздным ветром. Луч у каждого есть свой персональный От минуты рождества до прощальной – Это путь, что нас ведёт в жизни бренной. Он мгновеньем лишь блеснёт во Вселенной. Это жизни суета: бред и песни, Зло и добрые дела – крест житейский. Тело вскрикнет, встанет кровь на исходе, Слава, деньги и любовь – всё проходит. А душа рванётся вверх, в Космос прямо, Забирая наших дел голограмму. В Тонкий Мир, как в крепкий сейф, на храненье, Может быть она найдёт там спасенье. Наш Профессор в даль глядел в мир всевышний, В муках формулу искал смысла жизни. Он придумал Тонкий Мир как решенье, Линий прерванной судьбы продолженье.
08 Июня 2016, 11:16 (+3GMT)
Боб
Виктор, я не поленился и распечатал как положено, в столбик. Напоминает позднего Бродского. Судя по всему, Вы перешли к философской лирике. Удачи.
08 Июня 2016, 16:46 (+3GMT)
Виктор-70
Виктор, я не поленился и распечатал как положено, в столбик. Напоминает позднего Бродского. Судя по всему, Вы перешли к философской лирике. Удачи.Спасибо, Боб. К сожалению, неумолимое время подводит к той черте, когда мысли о женщинах, карьере и деньгах заменяются философской лирикой.
08 Июня 2016, 22:13 (+3GMT)
Боб
Так-то оно, конечно, так, но ... Есть одно НО: лично меня больше увлекает история. В настоящий момент перебираю семейный архив: документы, письма, фотографии. Спасибо бабушке. Сохранила материалы, аж, 19-го века. И как ей это удалось! Ведь революция, Блокада. Прошлым летом побывал таки в Цетхайнском лагере. От всего гарнизона остался забор, КПП, да моя родная казарма. Пошел на интернет и оказалось, что знаменитая встеча на Эльбе состоялась всего в 15-ти километрах от Цетхайна. Узнал жуткие подробности о лагере советских военнопленных, что некогда находился возле Цетхайна. Жуть. Нам ничего об этом не говорили, да и теперь в российской прессе, по сути дела, молчек. Удивительный мы русские народ - все простили. Или просто забыли? А вот поляки с евреями помнят и не прощают.
08 Июня 2016, 23:05 (+3GMT)
Алекс - Юстасу
http://tuchiki.livejournal.com/73181.html
27 Июня 2016, 23:07 (+3GMT)
А вот тут читал. Один выпил всю бутылку водки в магазине чтоб не платить. Гы-Гы, костылек на дорожку.
22 Сентября 2016, 21:27 (+3GMT)
Владимир
Дело было в ИТМО в начале 70-х, я тогда на вечернем учился. Прохожу я по коридору мимо кафедры начерталки и черчения и наблюдаю такую картину: парнишка уговаривает препода принять чертежи, тащит их из тубуса, а доцент норовит выскользнуть из угла в коридор и смыться. Наконец препод понимает, что увильнуть не удастся, берёт свёрнутый чертеж, пару секунд смотрит в него, как Нельсон в подзорную трубу, и поворачивается к студенту: - Ладно, три! - Как??? Да вы хоть посмотрите! Доцент снова прикладывается к трубе, и еще увереннее возвращает ее студенту: - Три балла. Зачётку! Я всё же понял, на что ориентировался препод: если нет следов стирательной резинки - чертеж делал не новичок-первокурсник, а специалист. Парень просто заказал чертеж конструкторам из своего КБ, чтобы не париться, а доцент просёк это с первого взгляда. Формально поймать на этом трудно - надо уличать на понимании, а он время тратить не захотел, моментально решил вопрос к обоюдному согласию.
02 Октября 2016, 17:20 (+3GMT)
Владимир
Дело было году этак в 1969-70 в спортлагере ИТМО, через пару недель после урагана на Берестовом озере. Приехал я туда на недельку отдохнуть в конце лета (хоть и был студентом-вечерником, но работал на кафедре, и как член профсоюза, получил путевку без проблем). Там еще не все сосны, упавшие на территории, были убраны и перепилены на дрова для столовки. Еще вовсю обсуждалась история с сосной, упавшей на палатку: парень, услышав треск дерева, сиганул под металлическую кровать с панцирной сеткой; она, хоть и прогнулась, но выдержала, не сложилась. Была и еще одна досадная потеря, но о ней я узнал позже, на ежевечерних танцах в столовке. Я очень удивился, что после первого хита - "У самовара я и моя Маша" в исполнении, кажется, Утесова, эта же мелодия зазвучала снова. Оказалось, что во время урагана то ли радиоузел сосной накрыло, то ли еще что - но на всю студенческую смену в спортлагере оставалась одна эта пластинка. Представляете танцы? Попрыгать - на 78 оборотов, медляк - на 33. На 33 оборота Утесов пел задумчиво, грустно и неподражаемым басом. Такие вот танцы. Да бог с ней, с мелодией - зато какие там были студентки! Впрочим, как и сейчас, через 45 лет :о) Жизнь продолжается!
02 Октября 2016, 17:22 (+3GMT)
Владимир
С электричеством у меня со школы нелады - все эти правила штопора и фарады настолько неосязаемы, в отличие от железной логики геометрической оптики или чертежа перископа! А тут еще экзамен по электротехнике на вечернем в ЛИТМО совпал с моей отправкой в колхоз от НИИ. Нет, можно было упереться, но не хотелось портить отношения с хорошим мужиком, начальником отдела, да и июнь - все же не середина июля с его слепнями и оводами, от которых на сене никуда не денешься. Поехал с середины июня на пару недель, захватил том электротехники - да так его и не открывал в колхозе. Сорвался на полтора дня на сдачу, приехал, захожу в аудиторию, беру билет, поплыл. Хорошо, томик при мне, миллиметров сорок толшиной, еле пропёр на экзамен. Сунул в стол, списываю потихоньку, разбираюсь. Народ рассосался, остался только я да моя будущая жена, а пока - просто студентка, комсомолка, отличница и, само сабой, красавица. Но вот и ее зовут отвечать, а у меня, как назло, выпадает из стола книга и с грохотом падает на пол. Делать нечего, поднимаю, нахально кладу на стол и продолжаю разбираться в материале и записывать. У доцентши нервы железные: посмотрела удивленно, но молчит, ждет дальнейшего развития событий. Сижу, пишу. Тем временем преподавательница заканчивает опрос: - Хорошо, четыре! Можете идти. Следующий! - А можно и мне? - Что? - Четыре... Экзаменаторша чуть не задыхается от возмущения, потом, чуть задумавшись, берет зачетку: - Три, и не больше! Раз что-то искал и нашел - надо будет, разберешься! Устроит? Это меня-то, вечерника? Да мне, как оптику-механику, эта наука вообще параллельна - ну, кроме пробок и выключателей в доме. - Устроит! Спасибо! - и побыстрее за дверь, пока не передумала...
02 Октября 2016, 17:28 (+3GMT)
Владимир
Было это в самом конце 60-х. Учился я в ИТМО (тогда еще ЛИТМО) на вечернем, там же и работал лаборантом на кафедре химии. И конечно, был хорошо знаком с лаборантами кафедры физики. Было там у них такое замечательное учебное пособие по механике - гироскоп с массивным колесом на хороших подшипниках. Особым шиком было раскрутить его на кафедре от движка и притащить в аудиторию, где он и крутился безо всяких видимых приводов в течение всей пары. А особым приколом было попросить кого-то из студентов отнести его в одну из аудиторий старого здания на пр. Горького. Дело в том, что вход в аудиторию шел через Z-образный тесный коридорчик, и студент с пудовым раскрученным маховиком, пытаясь повернуть в таком коридоре, на собственном опыте понимал, что такое гироскоп. Развернуться с ним под прямым углом было очень трудно, и студента водило по стенам к его искреннему и неподдельному удивлению и к радости шалопаев-лаборантов.
02 Октября 2016, 17:31 (+3GMT)
Владимир
Было это в самом конце 60-х. Учился я в ИТМО (тогда еще ЛИТМО) на вечернем, там же и работал лаборантом на кафедре химии. С пробирками разными лаборантки справлялись. Ну, а я... вы понимаете - мужик на хозяйстве: это прибей, там приверни, электроды открути, засунь в шкаф номер пять... И вот поступает мне команда: списываем муфельные печи и термостаты, вытащи на помойку! Интересуюсь: неисправны? Почему же, - говорят - вполне себе исправны, но много и старые. Выбрасывай! Ладно, как скажете... Таскаю я муфельные печки (не особо великие, но и не маленькие), а сам думаю: у меня же знакомый по стрелковому клубу, пэтэушник Володька, жаловался, что ему для закалки его самоделок печки не хватает. А уж чего он только дома на тисочках не изображал - от перстня из стальной гайки до полуавтомата охотничьего (из байки про эрликон). Ну, про эрликон можете и сами прочитать, а перстень до сих пор помню: странное сочетание массивности и изящества, черная полированная сталь, а на площадке - серебряный двуглавый орел точной работы. Неужели чеканка? Оказывается, он орла из царского гривенника надфилем выпилил, заполировал и на серебряные заклепки поставил. Да так, что и под лупой не найти места соединения. И решил я нашего умельца одарить муфельной печкой. Позвонил, объяснил, где найти. Он подъехал и кое-как утащил муфель с Петроградской стороны к себе в Октябрьский район. Встречаю его потом на тренировке, интересуюсь: ну, как? Володька - мрачнее тучи. - Ну, ты мне удружил! Я его домой принес, поставил, подключил - вроде, работает. И хорошо так работает! А потом закралось у меня сомнение - а сколько же эта тварь жрет электричества? Квартира коммунальная, соседи взопреть могут, если что не так... Подошел к счетчику, смотрю на диск - да вроде бы и ничего, не крутится. А потом гляжу - цифры так и скачут! К диску пригляделся - а он не белый, а чуть розовый: так красная метка мелькает... Ну, я его и выкинул в тот же вечер - только таскал зря этот пуд туда-сюда!
02 Октября 2016, 17:34 (+3GMT)
Владимир
Напомнил мне один из читателей страшную историю с автоматикой и телемеханикой... Был у нас в ИТМО на вечернем препод, звезд с неба не хватавший, науку свою подать не умевший, но шибко принципиальный. Завалил нашу вечернюю группу почти целиком. Собрались мы на вече и решили - ему сдаем хвосты в последнюю очередь! Вот неделя, другая походит. Месяц, семестр очередной заканчивается... Преподу в деканате уже про неполное служебное соответствие намекают, и он ходит за старостой: когда сдавать придете? - Завтра у нас лабораторка, в субботу зачет, в понедельник премьера в "Великане" (кинотеатр напротив ИТМО)... Не получается, дядя... Наконец договорились. Собрались в аудитории, получили билеты, поплыли... И препод видит, что группа ни в зуб ногой. Но мы ведь оптики, телемеханика нам параллельна по работе! Опыта никакого, а по книге много ли задолбишь на вечернем? А над преподом висит очередной разговор с деканатом, и он решается: - Какие устройства применяются в релейных контроллерах? - Реле, наверное.... - Ну вот знаете ведь! Четыре, идите! Следующий... Так и сдали :о)
02 Октября 2016, 17:36 (+3GMT)
Владимир
У меня до самой предзащиты диплома висел роскошный хвост по спектральным приборам: суров и требователен был профессор Тарасов. Была бы задолженность единственной - я бы с ней разобрался, да вот беда: незадолго до выхода на диплом я отличался от Змея Горыныча разве что именем и отчеством, но никак не количеством хвостов. Те, что полегче, я сдал, а вот спектральные приборы с первого захода не дались. Вроде и серьезных ляпов не было, но на чем-то меня наш препод посадил... И вот прихожу я за день до предзащиты - а он меня опять высадил! И опять на какой-то ерунде, к предмету имевшей отношение, как "ять" к учебнику русского языка за 6 класс: "Уж вам-то это надо бы знать, ваш ВНИИНаучприбор спектральными приборами занимается". Но мы же новые приборы разрабатываем, а не историю приборостроения изучаем... Но отступать некуда - и я уломал профессора поставить зачет авансом: после защиты досдам! Выдают нам дипломы, а "Спектральных..." во вкладышах нет - не поместились в перечень предметов! Ну, раз уж так... - и не пошел я сдаваться. А потом, уже, через несколько лет, совесть заела: нашел я его дочку, передал ей копию авторского свидетельства на осевой монохроматор (а новые принципиальные схемы монохроматоров еще в 19 в. перестали изобретать, считалось, что все возможные варианты схем запатентованы) с дарственной надписью типа: "Примите вместо зачета!" Может, и простил меня профессор...
02 Октября 2016, 17:38 (+3GMT)
Владимир
Был у нас на Вечернем факультете такой чудный предмет - экономика производства. И естественно, экономическая часть диплома. Ничего особо страшного, похожие расчеты приходилось иногда вести и на работе, хоть я и считался тогда технологом. Дипломы двигались тяжело, хоть мы с невестой-сокурсницей и разделили обязанности: за мной чертежи и технология, за ней - экономика, безопасность производства, соответствие темы диплома задачам, поставленным очередным съездом КПСС - это во введении... Подвел меня мой бывший начальник: когда тема диплома была уже заявлена, он запретил использовать схему прибора, которую я знал, как пять пальцев, сам для нее оптические детали делал. Сказал, что пока не получит авторское, не позволит разглашать схему вплоть до похода к ректору... Пришлось один из двух наших дипломных приборов ваять заново, с нуля, с новой оптической схемы (она потом изобретением оказалась). Представляете такое? За полгода, имея примерное ТЗ, разработать оригинальную оптическую схему, дать ее расчет, чертежи (пусть и не все деталировки, но сборку-то мы должны были просчитать и представлять себе четко, и выдать ее обязательно!), технологию и т.д. При условии, что подобные НИОКРы тогда не спеша, годами, разрабатывались целыми секторами инженеров, а не дипломников. Конечно, мы отчаянно резались по времени, и затык с экономистом - консультантом по диплому, чья подпись была обязательной, оказался совсем некстати. Этакий благообразный колобок пенсионного возраста, имевший слабость к симпатичным студенткам. Нет, он их не домогался, он просто от всей души любовался ими. "Голубушка, здесь не совсем точно! Будьте любезны, к следующему разу подготовьте вот с этого места подробнее... Консультацию я буду вести на дому, приходите, не стесняйтесь!" И пару парней гнал к себе на консультацию, чтобы на кафедре косо не смотрели на его маленькие слабости. Пришлось нам побывать на таких посиделках. Сидит наш экономист, как в цветочной клумбе, окруженный милыми девицами, и сияет. И не спеша так перебирает дипломные работы, и переназначает всех на очередной заход из-за пустяшных или вовсе несуществующих придирок. А мимо нас с видом мегеры бегает туда-сюда его жена, всем своим видом выражая отношение и к мужу, и к студенткам. А экономист, ничего не видя и не слыша, токует, распустив хвост... Когда мы поняли, что на его "консультациях" мы потеряем минимум неделю драгоценного времени, я пошел на кафедру экономики, прямо к завкафу. Завелся как следует, настроился на роль, и выдал: "Или вы передаете нас другому консультанту, или я вашего престарелого Дон Жуана с его собственного балкона спущу! Не будет глазки строить моей законной невесте и к себе домой ее на консультации зазывать! Вот увидите - еще раз, и он на работу с "фонарем" придет!" Сработало моментально - нам тут же дали другого консультанта, подпись у которого мы получили за какие-то полчаса. Вот так: психология даже в инженерном деле не последнюю роль играет.
02 Октября 2016, 17:42 (+3GMT)
Владимир
Есть такой замечательный предмет - ТММ, теория механизмов и машин, теормех, (в некоторых ВУЗах - ТМДП, теория механизмов и деталей приборов), но студенты, изучающие эту науку, зовут ее иначе. Конечно, расчет перемещения грейферных механизмов, зубчатых и червячных передач, все эти траектории движения точки на зубьях шестеренок энтузизизма студентам не добавляют, но парни это еще могут понять, а вот многие студентки просто зубрят материал, но делать это они умеют. И вот - экзамен. Студентка, комсомолка, отличница, и просто красавица выходит из аудитории с зачеткой, в которой красуется "отлично". - Мальчики, я ему, конечно, всё рассказала, как надо, но вот скажите мне: хоть убейте, не пойму, зачем на круглых колесах эти зубчики делаются? Ведь они же друг за друга цепляются, как же там что-то крутиться может?
02 Октября 2016, 17:44 (+3GMT)
Владимир
С физоптикой нам повезло: теорию преподавал сам профессор Григорий Михайлович Городинский, сразу после окончания в 1941 родного ЛИТМО ушедший на фронт, но вернувшийся в институт уже преподавателем. Он любил студентов, а мы любили его лекции. Вечерников он понимал и ценил, как и наш проректор по учебной работе, считавший, что каждый прилично доучившийся на вечернем студент уже достоин как минимум медали за доблесть. Поэтому у него на лекции можно было, если уж невмоготу, отложить авторучку и откровенно подремать минут пять - десять, чтобы потом конспектировать уже с ясной головой. Если он понимал, что внимание аудитории безнадежно утрачено (конец изматывающей недели, трудная тема лекции), он мог неожиданно прерваться: - А вот помню, был у меня вестовой, в оптике ни бельмеса, но учиться не спешил, прямо как вы... Объясняю ему устройство бинокля, а он мне в ответ: "Да ладно, товарищ командир, чего там, я и так помню: две лимзы, две примзы и шалнир посередине!" И всё, внимание аудитории восстановлено, можно продолжать лекцию. А лабораторные работы вел Василий Аркадьевич Москалев, преподаватель въедливый, но справедливый. Ему мало было простой долбежки, он гонял студентов до тех пор, пока они не понимали самой сути лабораторной работы, взаимосвязи приборов, принципов их действия. Мог завернуть сдававших и раз, и два, причем обычно больше одной лабораторной за занятие не принимал, справедливо полагая, что одинаково хорошо подготовиться по разным практическим темам к одному дню трудно. В результате к концу семестра в группе возникла легкая паника, поскольку сданные лабораторки и их еще не вполне счастливых владельцев можно было на пальцах пересчитать, а назначать дополнительные дни для сдачи Василий Аркадьевич не спешил. Мы с невестой-сокурсницей, лабораторные с которой делались, конечно, в паре, были долгое время далеки от переживаний группы, но время поджимало, и мы пошли "сдаваться". Вопросы сразу же пошли на понимание схемы опыта, на умение подкрепить теорией хитрое поведение исследуемого луча... Стало понятно, почему на зачетах плыли наши девушки, многие из которых не работали по специальности, почему не сходу шли дела и у парней - со спектроскопией имели дело немногие. Мне повезло больше - я работал со спектральными приборами, хорошо знал их конструкцию, принципы работы. Потому на вопрос с подковыркой: "А можно здесь обойтись без собирающего зеркала?" спокойно отреагировал: "Да, но придется поставить вогнутую дифракционную решетку". Аркадьевич приподнял бровь - в курс предмета такие тонкости не входили. - Хорошо, по этой - зачет! - Василий Аркадьевич, время есть, можно, мы со следующей подойдем минут через пять? Преподаватель взглянул с интересом: - Ну... давайте попробуем! К концу занятия все наши лабораторные работы были зачтены, и наблюдавшая за этим нешуточным поединком группа, вздохнув, с новыми силами кинулась осаждать Москалева на предмет выделения дополнительных часов. А за дверью лаборатории нас тут же окружили сокурсники с одним и тем же вопросом: - Что вы с ним пили? И когда успели?... Ну да, рассказывайте! Так мы вам и поверили....
02 Октября 2016, 17:46 (+3GMT)
Владимир
Школу я закончил с серебряной медалью, и если бы не амбиции, поступить в ВУЗ мог легко, хоть перед нами и шел сдвоенный выпуск (одновременно выпускались 10 и 11 классы, закончился провальный эксперимент с 11-леткой и обязательной "профориентацией"). В результате в 1966 г. проходной балл по основным предметам (математика письменная, устная, физика) в Ленинграде был 14-15, масса отличников осталась за бортом и готовилась взять реванш в 1967. Но я хотел поступить именно в ЛИТМО (Лен. ин-т точн. мех. и оптики), а этот базовый ВУЗ Минобраза (тогда его еще не обзывали Минобразиной) всегда отличался жестким конкурсом. В прошлом, 1966, году полтора десятка человек, сдавших вступительные только на отлично, вынуждены были зачислять специальным приказом по Министерству - мест не хватило. И первый же экзамен, математику письменную, я завалил с треском. Второй пример не пошел, я бился с ним почти всё время экзамена, а когда взглянул на часы - оставалось 15 минут. Третий и четвертый пошли влёт, пятый я просто не успел дописать. В результате три из пяти и заслуженный "трояк". Делать нечего, надо сдавать дальше. Математика устная и физика - по пятачку, химию сдал без вопросов, но вкатили четверку - до сих пор не пойму, почему. Кивал-кивал экзаменатор, улыбался-улыбался, потом взял ведомость и вкатил "четвертак". И так же с сочинением - четвёрка ни за что. Непрофильные химия и литература тогда шли десятыми долями, набралось у меня 13,8 балла, и пролетел я окончательно, потому как проходной оказался 13,9. Но это, собственно, преамбула. Амбула началась, когда я решил не дрожать месяц зайчиком в ожидании зачисления на вечерний, а пересдавать экзамены заново. На окошке приема заявлений на Вечерний факультет кто-то повесил листок с лозунгом из только что вышедшего "Айболита-66": "Нормальные герои всегда идут в обход!" Ниже приписка авторучкой (оттуда же): "Это даже хорошо, что пока нам плохо". Сдал документы. Экзамены. Снова математика письменная, и опять у меня не идет один из примеров - доказательство какого-то тождества. Но теперь меня не обманешь - быстро решил оставшиеся 4 примера, и снова засел за тождество. Никак. Ну, вообще никак! С начала, с конца... не сходится! Время сдачи - через 10 минут. Состыковал начало и конец решения, "потеряв" лишний член где-то в середине примера. И сдал: ну, не успеют же три препода за вечер и ночь тщательно перелопатить все работы, наверняка будут смотреть в каждом примере в голову и хвост. Но ведь помню же, что это пример из сборника задач Запорожца, и я его решал! Приехал домой и впал в панику: у Запорожца пример есть, но на доску из учебника он переписан с ошибкой!!! А это значит, что завтра знатоки вроде меня, решавшие этот вариант, заявят об ошибке - и меня, как жулика, вычислят и выгонят с треском. Наутро с тяжелой душой отправился в институт. Подхожу к окошку... Пять! С ума сойти... А как же остальные? вот у этого парня, сидевшего за мной, был тот же вариант. - Ты как решал? - Да я с тебя списать успел... В общем, таких умников, сбивших тождество посередине, в потоке оказалось немало, как мы тут же выяснили, и ситуация вполне благополучно рассосалась. Но оставалась математика устная, которую нужно было тоже сдавать на пятерку (какое иезуитство! там, где профилирующей была физика, студенты сдавали один экзамен! но двойная математика тоже считалась одним...) Пришел с утра, посмотрел, как принимают. Не очень... Подождал, думал, что экзаменаторы устанут гонять. Устали, но стали сердиться и резать. Потом преподаватели сходили на обед, подобрели. Но понял это не только я, абитуриенты тут же попёрли к ним валом. К вечеру остались те, кто знал предмет не блестяще, и я уже смело пошел в аудиторию. Билет несложный, подготовился быстро, но вот беда: принимавшая у меня математику на дневном преподавательница занята разговором с другой, а по аудитории гуляет мегера, которая на дневных экзаменах крепко (и не по делу!) резанула мою одноклассницу, тоже медалистку, которая знала математику лучше меня. Что делать? "Моя" сидит прямо передо мной, спиной к нам, и увлеченно беседует о чем-то с коллегой. Ладно! Дождался, когда мегера села принимать экзамен у очередной жертвы, и начал соседу по столу травить анекдот. Сработало! "Моя" разворачивается: "Вы что, готовы? А ну, давайте отвечать!" Первую фразу, уверенно начатую, я закончить не успел: "Ладно, это вы знаете! Второй вопрос расписан... так, так... верно!" Третий вопрос - теорема Пифагора (ну, должна же была когда-то пруха пойти?) - Иначе доказать можете? - Да, аналитически. - Пять, можете идти! Тринадцать слов, меньше минуты - весь ответ. Стоило ждать! Выпорхнул я, ног под собой не чуя, из здания ЛИТМО по Плеханова на Невский, к Дому книги, а там, на тротуаре у Казанского собора, продают билеты моментальной Книжной лотереи (была такая, там выигрыш можно было поручить только книгами на всю сумму). У меня - рублевка в кармане, на четыре билета. А толпа покупателей тем временем готовится линчевать продавщицу: - У вас пишут, что каждый четвертый билет выигрышный, а при нас уже штук двадцать разорвали - пусто! Да вы их там повыбрали все, а нам пустые подсовываете! - Что вы, граждане! как можно! подходите, молодой человек... "Молодой человек" в моём лице берёт билет - выигрыш! Второй - выигрыш! третий, четвертый - тоже. Да, мне сегодня везёт во всём! Довольный, отхожу от лотка. Позади толпа штурмует вертушку с билетами... И весь сентябрь, пока одноклассницы ждали результатов конкурса на Вечерний и проходных баллов, я отдыхал от трудов праведных. Кстати, приписавший тогда на листке "Это даже хорошо, что пока нам плохо" оказался прав: конечно, учеба на вечернем - не сахар, но зато на четвертом курсе я уже работал инженером, на пятом - старшим, а с получением диплома стал ведущим инженером. И опыта за это время набрался, и уважение среди старших коллег успел приобрести - а молодые специалисты, закончившие дневное отделение, шли к этому еще долгие годы.
02 Октября 2016, 17:48 (+3GMT)
Владимир
Дело было на первом курсе. Объявили у нас конкурс на лучший перевод, а в качестве призов – зачеты по языку. Правда, заманчиво? Ну, конечно же, я пошел. И конечно, там было полно выпускников языковых школ, знавших язык гораздо лучше меня. Но… В своих расчетах я все же был прав: в качестве текста был дан отрывок из Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Сюжет хорошо знакомый, и я, не долго думая, написал хорошее русское изложение по этому отрывку, время от времени сверяясь с опорными фразами в тексте. Когда нас собрали для объявления результатов, я узнал много нового и интересного о художественном переводе. Вот, например, некоторые студенты, «не держась устава, аки слепой стены», создали по-настоящему удачный перевод, выдерживая не дословную букву, а стиль великого писателя, сумели передать мягкий юмор, который при дословном переводе у многих просто пропал. «Репин, например! Вашу зачетку, пожалуйста. Отличное знание языка и умелый перевод! И это – на вечернем, товарищи…» Надо ли говорить, что на английском я не появлялся до следующего года, где повторил тот же маневр с каким-то знакомым по русскому переводу текстом. И – с тем же успехом. Вот потому я и не знаю английского. Все учились, а я прогуливал, пользуясь оценкой в зачетке. В анкетах, конечно, потом писал «английский со словарем», но со словарем я и с аварского переводил, и с немецкого, и с французского. А мой английский устный (проверено на выставках!) только итальянцы кое-как понимают. Потому что с ними на пальцах можно легче объясниться, чем в их версию «английского» въехать.
02 Октября 2016, 17:50 (+3GMT)
Владимир
Дело было в конце 60-х. Учился я в ЛИТМО на вечернем, работал там же на кафедре химии. И вот как-то сижу я в кабинете технического обучения, жду, когда экзамен по незнакомому мне немецкому закончится. А у нас там стояли такие супермашины для ускоренного опороса студентов – ящик с экраном, а внутри диафильм с вопросами. И в нижней части каждого кадра, не попадавшей на экран – темные или светлые прямоугольники, а внутри под экраном – фотодиоды. Попал на правильный ответ (из 4 возможных) – получи зачетное очко. Перемотка – автоматом и в тёмную, подсказок не увидеть. 20 вопросов, пара ошибок – 5, дальше 4, 3, 2 – градации не помню. Мне надо было перезарядить ленты к контрольной работе на завтра, но экзамен затягивался, и я решил посмотреть, что за вопросы стоят на моем «компьютере». 1. Найдите в этом предложении существительное Ну, это несложно: то, что существительные в немецком выделяются заглавной буквой, я всё-таки знал. Нажал. Сработало. 2. Найдите здесь сложносочиненное предложение: Даны четыре штуки с разным количеством знаков препинания. Посмотрел, что было бы в русском со знаками – нажал. Тоже правильно. Отстрелял и остальные – там штук 15 было на чистую логику. В результате промазал раза 3-4. И тут вдруг препод оживляется и вещует: «Студент с пятнадцатой машины, подойдите с зачеткой! Четыре!» Подхожу, объясняю ситуацию. Не верит. А в теорию вероятности верит? Отвечает, что верит, поэтому во второй раз такой фокус у меня не пройдет. Сажусь и повторяю уже на «пять» - с учетом сделанных ошибок. - Оценку ставить будете? - Уйди, шаман! Так и остался незафиксированным рекорд изучения немецкого на «пять» за полчаса.
02 Октября 2016, 17:52 (+3GMT)
Владимир
Очередная сессия на нашем вечернем факультете. От Змея Горыныча я отличаюсь только именем и отчеством, зато по количеству хвостов – совсем рядом (или далеко впереди?). Физика-электричество за прошлый семестр не сдана, и направление на ее сдачу лежит у меня в кармане. На экзамен по физике-оптике со своими не пошел, не готов был. Но время идет, электричество окаянное не учится (не надо хихикать! вот Вы лично помните правило штопора?), а оптику сдает параллельный поток. Они – электронщики, я оптик, и на их фоне должен смотреться получше. Препод – наш. Может, рискнуть? В направлении же не указано, какой раздел физики я должен сдавать! Иду, беру билет, сажусь готовиться. Всё просто и понятно еще со школы, да и работаю я в оптическом отделе НИИ. Написал, жду очереди на сдачу, слушаю, как мается студент-электронщик. Преподу скучно, валить он не любит, но и вытащить какого тяжело: парень в оптике ни в зуб ногой. Наконец, профессор не выдерживает: - Последний вопрос: на кристалл кварца падает луч света под углом альфа. Что будет происходить? Про себя прикидываю ответ: преломление, отражение, частичная поляризация, рассеяние, затухание, а если правильно выбрать угол – можно наблюдать дифракцию… Препод проверяет парня на знание основ оптики, и это правильно. Но тот – электронщик, и оптика ему незнакома. А вот в радиоэлектронике что-то про кварц было…. Кварц, кварц, кварц… Кварц!!! Вспомнил: - Колебаться будет! - Да? Очень интересно! А Вы не могли бы мне сказать, уважаемый, с какой амплитудой он будет… колебаться? - Щщщас! И начинает что-то торопливо писать на листке (напомню – кроме кварца и угла альфа никаких данных нет). Через пять минут счастливый студент показывает преподу результат: - Вот! Амплитуда – ДВА МЕТРА! …….. Сам я ответил без труда, подал направление, профессор его подписал, а потом задумался. Я замер, сердце ёкнуло… - А Вы знаете, у меня же еще ведомость вашей группы не сдана, я Вам прямо там оценку выставлю, зачем Вам в деканат бегать! Как вы понимаете, в деканат я всё же зашел, и направление сдал. - Ну вот, Репин, ведь можешь, когда захочешь! Электричество мы тебе зачли, можешь идти сдавать оптику! Занавес…
02 Октября 2016, 17:54 (+3GMT)
Владимир
Научный коммунизм на другом потоке. Препод не наш, просто зверь, списывать не дает, готов 2-й том Капитала наизусть спрашивать. Засёк парня со шпаргалкой, точнее, закладкой (пачка листов с готовыми ответами в огромном внутреннем кармане пиджака), и выгнал: «Отвечать мне будешь на кафедре! Один!» И вот сидят они вдвоем на кафедре, даже секретарша уже разбежалась по домам… Препод время от времени подбадривает: «Отвечать, не задумываясь! В глаза смотреть!» Парень, хоть и не быстро, но что-то отвечает, и в тему. Хоть в глаза и не смотрит, но и в шпаргалку не пялится, смотрит куда-то на стол преподавательский и… отвечает! Выцарапал четверку и ушел. Препод потом долго думал – ну, как же это он? И сокурсники доставали. Парень не выдержал, раскололся: «Я к нему на кафедру заранее зашел, осмотрелся. У него на столе «Ундервуд» древний стоит с широкой зеркально полированной задней планкой. Так я целый день дома тренировался тексты в зеркале читать. Пришел, учебник на колени положил, ногой наклон регулирую, и читаю прямо с этой планки. А он видит, что я только в его сторону или прямо на него смотрю – вот встать и не догадался…»
02 Октября 2016, 17:57 (+3GMT)
Владимир
Лето. Жара. Сессия. Следующий экзамен – научный коммунизм. И конечно, группа договаривается встретиться со всеми имеющимися конспектами не в библиотеке, а на пляже в Солнечном. Но, дорвавшись до залива и солнца, конспекты открыли только в вечерней электричке, на обратном пути в Город. На следующий день препод, поглядев на наши обгоревшие морды, понял всё без лишних слов. Гонял страшно, но по трояку всё же поставил. Дошла очередь до единственной среди нас бледнолицей студентки, не поехавшей с нами. Хоть она и сидела весь день за конспектом, но и ее «заплыв» по теме билета препода не вдохновил. Вздохнул, взял зачетку, скривился, как от зеленого крыжовника: «Ладно, четыре. Эта, вижу, хоть пыталась что-то учить…»
02 Октября 2016, 17:58 (+3GMT)
Владимир
ЛИТМО. Вечерний. Второй курс. Я уж и не помню, что мы тогда сдавали, но картина примерно такая: глубокий вечер, январь, в гулких коридорах бывшей долговой тюрьмы на переулке Гривцова – тишина и полумрак. Группа мается у дверей аудитории, ждет двух-трех оставшихся, и переживает за парня, который безнадежно плывет вот уже десятую минуту. Мы понимаем, что терпение препода не беспредельно. Наш староста, Борис, не выдерживает: «Засыплет, как пить дать! спасать надо!» – и, сорвавшись куда-то по коридору, скрывается на лестнице. Не проходит и пары минут, как громкий топот запыхавшегося и взъерошенного Бориса слышится на лестнице в другом конце коридора. Он с грохотом пролетает мимо нас, врывается в аудиторию и кричит: «Вася! У тебя сын родился!» Вася в ступоре. Мы тоже – Вася даже не женат… Быстрее всего въезжает в ситуацию преподаватель: «Ну и что ты тут стоишь столбом? Тройки хватит?» Вася на автомате кивает, подхватывает зачетку и вместе с Борисом исчезает за спасительной дверью.
02 Октября 2016, 18:00 (+3GMT)
Владимир
С электротехникой у меня всегда нелады были, со школы. Нет, пробки заменить, розетку исправить – это запросто. Но дальше закона Ома – ни-ни. Всякие там правила штопора и законы левой руки… То ли дело оптика: есть ход луча, есть чертеж этого хода – ясно и понятно. Помню, в школе еще прочитал про линейный двигатель, решил сделать. Вбил в доску две параллельные стальные проволоки-рельсы, положил на них поперек медную проволоку, подключил что-то… Проволока должна была скатываться по рельсам в какую-то сторону. Но не хотела. Я попробовал ее подтолкнуть – не идет. Попробовал приподнять – не хочет! Примагнитилась… зачистил надфилем – может стальная омедненная? Нет, медь… Так ничего и не понял. Конечно, как и все в 60-х, собирал карманные приемники, но они не работали. Нашел, наконец, самую простую схему, которая должна была работать без настройки, на ферритовой антенне, безо всяких внешних подключений. Собрал – не работает. Начал сматывать катушку – вдруг в числе витков ошибся? Виток, другой… Когда на основной катушке осталось витков меньше, чем на подстроечной – приемник уверенно заработал. Но вместо обещанного «Маяка» он ловил четыре финские станции – и ни одной нашей. Потом вдруг звук упал почти вдвое. Перебрал я всю схему – в порядке. Дошел до питания – один из контактов отошел напрочь. А на чем же все работало? Вот так и шло… Поступил я в институт, и настал тот страшный год, когда у нас пошли лабораторные по электротехнике. Собираю схему, включаю – дым из реостата. Подбегает лаборант, орёт нехорошим голосом… потом проверяет схему и впадает в глубокую задумчивость. После чего говорит: «Да, в общем-то, всё верно было, но ты в следующий раз без меня не включай!» Следующее занятие. Собрал, проверил. Не включаю, жду. Лаборант проверяет схему. Дважды. «Ну, включай!» Включаю. На сей раз с треском вылетает вращающийся трансформатор… Прихожу на очередное занятие, подхожу к лаборанту: «Ну, так я соберу схему?» Тот роется в столе, достает чей-то отчет: «На, списывай, только ничего там больше не трогай!» Так я и прожил до конца курса.
02 Октября 2016, 18:02 (+3GMT)
Владимир
Дело было году в 70-м в спортлагере ЛИТМО на Берестовом озере, что на Карельском перешейке. Инструктор устроил нам марш-бросок до Мичуринского озера – это километров десять. Вышли быстро, в очень хорошем темпе. Если кто-то останавливался сорвать боровичок на обочине (на Мичуринском планировался грибной супчик), догонять приходилось бегом. И вот нагоняем мы бабуську древнюю – лукошко лыковое на веревочке, в лукошке – то ли сыроежки какие-то подозрительные, то ли вовсе поганки, а ведь кругом белых полно! Идет бабуся не спеша, галошами на босу ногу по дорожке ширкает… - Ребяты, вы куда? - На Мичуринское, бабуля! - это ей уже последние отвечают. - Дак ить нам по пути! Посмеялись и рванули дальше. Вырвались через час с чем-то к Мичуринскому, все в мыле, озеро в ложбине лежит, слева от дороги полянка. - Привал! Девчонки на полянку повалились, прямо на рюкзаки. Парни рюкзаки скинули – и тоже в траву. И тут, почти сразу же, из-за поворота – ширк-ширк-ширк… Выходит не спеша наша бабуся: - Я ж говорила, сынки – по пути нам… И проширкала не спеша по дороге за кусточки. Я и еще один парень вскакиваем – и к дороге. Никого! Выбегаем на кромку склона – до самого Мичуринского на дороге никого. Так мы тогда ничего и не поняли. Дорога там от Берестового до Мичуринского прямая – ни свернуть, ни срезать невозможно. Даже если бы ее подвезли и тут же развернулись обратно – мы бы слышали шум мотора. И куда она делась? Мистика в чистом виде…
02 Октября 2016, 18:04 (+3GMT)
Владимир
Была у нас на вечернем в ЛИТМО замечательная студентка – красивая, длинноногая, находчивая… И вот настал роковой час – экзамен летней сессии по какой-то радио-электрической дисциплине. Как истинные оптики, к электричеству большинство из нас относилось параллельно, но сдавать-то надо… И вот за первый стол садится Ирочка в мини, препод дает необычно долгое время на подготовку, задумчиво глядя под стол… Потом, наконец, вызывает первого, второго, о чем-то невпопад спрашивает. Ему отвечают что-то вроде: - Трехкаскадный усилитель состоит из трех каскадов – первого каскада, второго каскада… которые в сумме дают нам трехкаскадный… - Идите, три! - Как??? Трехкаскадный усилитель… - Ладно, четыре! – но взгляд его от билетов и зачетки все время соскальзывает под стол к Ирочке. Но вот нас остается всего несколько человек, и препод все же решается спрашивать уже давно сидевшую Ирочку. Списать под пристальным взглядом невозможно, потому студентка пускается в заплыв с первого же вопроса. Второй – с тем же успехом. Но и выгонять приглянувшуюся студентку на пересдачу тоже не резон, и препод дает ей последний шанс: - Ладно, если скажете, почему провода для синусоидального тока не делают синусоидальной формы – ставлю «уд»! Ирочка сосредоточенно смотрит в потолок, потом оживляется и начинает что-то записывать. - Ну, как, готовы? - Да! Во-первых, технология изготовления такого провода очень сложна. Во-вторых, хранение – ведь его не смотаешь! И, наконец, крепеж – ведь это же в каждое «пи» - по гвоздику! За спиной Ирочки беззвучно трясутся еще не сдавшиеся остатки группы. Препод не выдерживает: - Я не могу отказать себе в удовольствии встретиться с Вами еще раз…
02 Октября 2016, 18:05 (+3GMT)